Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ

В ЧС руководители всех уровней обязаны организовать спасательные и другие неотложные работы своими и приданными силами. При организации спасательных и других неотлож­ных работ руководитель должен придерживаться следующей универсаль­ной схемы (рис.3.15.):

  • сбор информации об обстановке;
  • выработка и принятие решений;
  • приведение подчиненных формирований МЧС  в готовность;
  • постановка задач подчиненным;
  • взаимодействие с другими формированиями и доклады вышестоящему руководству;
  • всестороннее обеспечение проводимых мероприятий.

            Наиболее сложной задачей является выработка и принятие решения.   Она  включает:  уяснение поставленной или стоящей задачи, расчет времени на все мероприятия, отдачу предварительных распоряжений,  оценку обстановки,

принятие решения.

Схема является универсальной и применяется при принятии решения по любому вопросу.

Уяснить задачу означает понять: цель и характер предстоящих действий; свою задачу; замысел вышестоящего руководителя, если он поставил задачу; свою роль и роль своих подчиненных, если в спасательных и других работах участвуют другие формирования МЧС.

Расчет времени  производится на: оповещение и сбор подчиненных; выработку и принятие решения; получение техники, имущества, инструмента и приборов; проверку готовности подчиненных; постановку задач; основные этапы работ и др.

Предварительные распоряжения  отдаются подчиненным при необходимости, когда по объективным или субъективным причинам они могут задержать начало работ или если решение отдельных частных задач не терпит отлагательств.

Оценка обстановки включает: оценку возможных последствий ЧС; определение видов и объема работ; оценку характера разрушений, пожаров, химического заражения; оценку возможности применения техники и средств механизации; оценку возможностей  своих сил при выполнении задачи; вероятное участие в работах других сил и средств, их возможности; оценку влияния времени года, суток, состояния погоды на выполнение задачи; оценку психологического и морального состояния подчиненных и спасаемых.

       На основе оценки обстановки руководитель принимает решение, которое обычно включает:

  • замысел действий (в какой последовательности выполнять работы, где сосредоточить основные усилия, как распределить силы, какую помощь просить у вышестоящего руководства и др.);
  • какие задачи поставить подчиненным;
  • время начала и окончания работ;
  • дополнительные мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы успешно решить задачу.

Очень важно отдать конкретное и полное распоряжение подчиненным.

Такое распоряжение обычно включает: краткие выводы из обстановки; задачи, стоящие перед формированием (коллективом); принятое решение с указанием последовательности ведения работ, распределение сил и средств; конкретные задачи своим и приданным подразделениям; места сбора пострадавших, порядок их эвакуации; места расположения медицинских пунктов; порядок использования СИЗ и меры безопасности; организация управления; время начала и окончания работ, свое место нахождения.

          В распоряжении могут быть и другие указания.

Все руководители должны помнить, что успех в ликвидации ЧС во многом зависит от морально-психологического состояния как спасателей, так и  спасаемых. Тяжелая картина разрушений, наличие трупов, раненых отрицательно воздействует на психику человека. Разные люди реагирует на такие явления по-разному.           Практика показывает, что отрицательная психологическая обстановка может вызвать у людей стресс (психологическую травму). В результате стресса у человека может быть одно из двух состояний: мобилизующее или расслабляющее, вплоть до невменяемости.

Руководитель должен привлекать людей с мобилизующим состоянием в качестве  добровольцев для решения наиболее сложных задач.  Однако следует помнить, что и у них может быть психическое расстройство, и после ликвидации последствий ЧС  они нуждаются также в психологической реабилитации.

Руководитель СиДНР должен учитывать, что   люди с расслабляющим состоянием могут быть двух типов. Одни в состоянии страха могут создавать панику, которая может распространиться на людей. Другие люди с расслабленным состоянием могут находиться в психо­логическом шоке, они не могут ничего делать. Руководитель в первом случае не должен допустить паники, а во втором случае  необходимо как можно скорее вывести людей из психологического шока.    Руководитель должен помнить, что паника может быть вызвана: отсутствием твердого управления, распространением слухов, не доведением объективной информации подчиненным об обстановке, утомлением людей, недоверием к руководству и между собой, плохими взаимоотношениями в коллективе и его разобщенность, бездействием людей.

Для подавления паники применяют: пресечение ложных слухов; доведение полной, правдивой информации об обстановке; обеспечение твердого управления (громкие и решительные команды, распоряжения); периодические напоминания населению о правилах поведения в ЧС; периодическое информирование населения и подчиненных о принимаемых мерах; личный пример руководителей; периодическое обращение к населению с различными просьбами и за помощью; досрочную смену формирований; разъяснительную работу специалистов и должностных лиц; доведение до населения и подчиненных отвлекающей информации, пропаганда отличившихся в спасательных работах и т.д. Если же паника охватила много людей, то необходимо разделить группы на части. В этом случае легче бороться с паникой.

Для выведения людей из невменяемого стрессового состояния необхо­димо наряду с выше- перечисленными мероприятиями использовать пример добровольцев, заставить работать в коллективах, использовать отвлекающую информацию и др. Каждый руководитель должен помнить, что морально-психологическая подготовка подчиненных и населения достигается тренировками, комплексом мероприя­тий воспитательного характера (воспитание чувства долга, патриотизма, правовой и моральной ответственности) и таких качеств, как самообла­дание, хладнокровие, взаимовыручка, выносливость.