Основные мероприятия по предупреждению техногенных ЧС

Для предупреждения ЧС техногенного характера проводится комплекс мероприятий организационного, технического, правового характера, направленных на недопущение аварий и катастроф, прежде всего на потенциально опасных объектах и на транспорте. В 1993 году Международной организацией труда принята Конвенция по предотвращению промышленных катастроф. Этой Конвенцией руководствуется и Республика Беларусь. Назовем только основные мероприятия по предупреждению аварий и катастроф на потенциально опасных объектах хозяйствования:

  • размещение потенциально опасных объектов на безопасном удалении от жилой застройки и других объектов;
  • разработка, производство и применение надежных потенциально опасных промышленных установок;
  • внедрение автоматических и автоматизированных систем контроля безопасности производства;
  • повышение надежности самих систем контроля;
  • своевременная замена устаревшего оборудования;
  • своевременная профилактика и техническое обслуживание техники и оборудования;
  • соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации оборудования;
  • совершенствование противопожарной защиты и контроль системы пожарной безопасности;
  • снижение опасных веществ на объектах до необходимого количества;
  • соблюдение правил безопасности при транспортировке опасных веществ;
  • использование результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций для совершенствования систем безопасности.

 Для предупреждения пожаров проводят профилактические организационные, технические, режимные и эксплуатационные мероприятия.

К организационным относятся: правильная эксплуатация машин и транспорта, правильное содержание зданий, территорий, своевременный инструктаж людей по пожарной безопасности, организация добровольных пожарных дружин, издание приказов по обеспечению пожарной безопасности.

К техническим мероприятиям относятся: соблюдение норм и правил при проектировании зданий, сооружений, устройстве электропроводки, отопления, вентиляции, освещения, правильное размещение оборудования;

К режимным мероприятиям относятся: запрет курения в неустановленных местах, запрет производства огневых и сварочных работ в пожароопасных местах.

К эксплуатационным мероприятиям относятся: своевременная подготовка ремонта и испытания оборудования, профилактические осмотры.

Для предупреждения аварий и катастроф на транспорте проводят комплекс мероприятий организационного, технического и социального характера. Основными мероприятиями являются:

  • контроль технического состояния транспортных средств, их своевременный профилактический ремонт и техническое обслуживание;
  • выбор времени наиболее безопасного использования транспорта;
  • выбор наиболее безопасных маршрутов движения транспорта;
  • соблюдение водителями правил дорожного движения;
  • выбор транспортных средств для перевозки наиболее опасных грузов;
  • контроль состояния здоровья водителей и лиц, ответственных за безопасность дорожного движения;
  • поддержание удовлетворительного состояния автомобильных и железных дорог;
  • учет водителями автотранспорта состояния дорог в различные времена года и состояние погоды;
  • соблюдение правил безопасности пассажирами различных видов транспорта.

Пассажиры различных видов транспорта часто являются также причиной аварий и катастроф. Для предупреждения железнодорожных аварий и катастроф и предупреждения гибели самих пассажиров, последние должны соблюдать следующие правила: не открывать при движении поезда наружные двери, не стоять во время движения на подножках и не высовываться из окон; не срывать при крайней необходимости стоп-кран; необходимо помнить, что даже при пожаре останавливать поезд нельзя на мосту и в других местах, где осложнится эвакуация; не возить с собой горючие и взрывоопасные вещества; при запахе горелой резины или появления дыма необходимо поставить в известность проводника; курить только в установленных местах.

Для предупреждения автомобильных аварий и катастроф, обеспечения своей безопасности и выживания в случае катастрофы пассажиры должны предпринять следующие меры предосторожности:

  • по возможности сесть на заднее сидение;
  • по возможности сесть на середину заднего сидения;
  • сидя на переднем сиденье обязательно пристегнуть ремень безопасности;
  • не отвлекать водителя во время движения;
  • во время движения постоянно следить за дорожной обстановкой, чтобы катастрофа не оказалась для вас внезапной;
  • если вы сели в автомобиль в головном уборе, то не снимайте его, а натяните потуже, это может уменьшить при катастрофе травму головы;
  • нельзя садиться боком по направлению движения так как при резком торможении можете получить травму;
  • детям нельзя вставать на колени и смотреть в заднее окно, при торможении можно разбить голову;
  • не садитесь в автомобиль с пьяным водителем.

Пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая после посадки должен принять следующие меры безопасности, помня, что:

  • середина салона – самое безопасное место;
  • лучше сидеть спиной вперед: меньше риска в случае резкого торможения;
  • если сидите на сиденье лицом вперед, то держитесь руками за спинку переднего кресла;
  • сидеть по правому борту безопаснее, чем по левому - подальше от встречного потока автотранспорта;
  • если стоите, то размещайте точки опоры (две ноги, руку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовала треугольник большей площади;
  • заранее посмотрите куда вы будете падать в случае резкого торможения и кто будет падать на вас;
  • держаться за поручни требуется всегда обязательно.