Законодательство РФ в области защиты населения и территорий

Функция защиты населения, объектов производственного и социальной назначения и окружающей среды от поражающих факторов возникающих катастроф (чрезвычайных ситуаций), сформировалась в системе государственного регулирования России как насущная и объективная потребность. Она обусловлена накоплением потенциальных опасностей и угроз возникновения природных и техногенных катастроф, ежегодным возрастанием их количества и разрушающей силы.

В статье 72 Конституции Российской   Федерации (1993г.) указывается, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями эпидемиями, ликвидация их последствий.

В специальном законе РФ №68-Ф3 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994г.) целями которого являлись предупреждение возникновения и развития катастроф, снижение размеров ущерба и потерь от них, а также ликвидация их последствий, были определены решения этих вопросов в России, расписаны полномочия органов государственной власти всех уровней в области защиты населения и территорий от ЧС.  Этот закон был существенно изменен и дополнен 22.08.2004г. (см. ФЗ. № 122)

Закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера обязывает все предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно- правовой формы:

  • планировать и осуществлять необходимые меры защиты работников объектов от чрезвычайных ситуаций ;
  • планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и обеспечению жизнедеятельности их работников в ЧС;
  • обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников объектов способам защиты и действиям в ЧС в составе спасательных формирований ГО;
  • создавать локальные системы оповещения о ЧС;
  • обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах и прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;
  • финансировать мероприятия по защите персонала объектов от ЧС;
  • создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • представлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников объектов об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

В главе 4 этого закона указаны права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.

Граждане РФ имеют право:

  •    на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
  • в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от ЧС;
  •    быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах и о мерах необходимой безопасности;
  •    обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
  •    участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
  •    на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
  •    на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС и т.д.

Граждане РФ обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В июне 1997 года Государственной Думой РФ был принят закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в котором были определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Этот закон направлен в первую очередь на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих эти объекты к локализации и ликвидации последствий аварий.

Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья изложены в законе РФ «О радиационной безопасности населения» (9.01.1996г.).

21 июля 1997 года Президентом РФ был утвержден закон «О безопасности гидротехнических сооружений», который регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности, при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических: сооружений.

12 февраля 1998 года вступил в силу закон РФ «О гражданской обороне» (№28 - ФЗ), который определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной и исполнительной власти, органов самоуправления, организаций, независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

В ст. 1. дается понятие, что такое гражданская оборона.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а так же при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Основными задачами в области гражданской обороны (Ст. 2) являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • оповещение   населения   об   опасностях,   возникающих   при   ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • эвакуация   населения,   материальных   и   культурных   ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты
  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновение опасностей для населения при ведении военных действий и т.д.

Вышли указы Президента РФ:

  • «О государственном комитете при Президенте РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий» (18.12.1991г.)
  • «О гражданской обороне» (8.05.1993г.)
  • «Вопросы гражданской обороны РФ» (27.05.1996г.) и др.

Постановления Правительства РФ:          

  • «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (18.04.1992г.).
  • «О федеральной целевой программе «Создание  и развитие Российское системы предупреждения и действий в ЧС» (16.01.1995г.).
  • «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (5.11.1995г.).
  • «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» (1.07.1995г.).
  • «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» (24.07.1995г.).
  • «Об образовании Российского корпуса спасателей» (27.12.1990г.).
  • «О создании Российского центра подготовки спасателей» (9.01.1997г.).
  • «О классификации ЧС природного и техногенного характера» (13.09.1996г.) и др.